Уровень связности соседних частей

Прежде целостная сеть в некоторых местах была искусственно нарушена новыми политическими границами, при проведении которых руководствовались преимущественно этническими принципами и совершенно не учитывалась внутренняя транспортная связность частей новых стран. От этого почти одномоментного распада больше пострадали окраинные, а не центральные части бывшей монархии. Топологическая структура сетей новых малых стран в центральном ядре бывшей монархии стала конфигурационно более естественной и ориентировалась на новые границы и национальную, а не дуальную столицу. Топологическая структура сетей новых малых периферийных (по отношению к Вене и Будапешту) стран, наоборот, была сильно нарушена, оборвана с какого-то одного края.

Их эксцентриситет усилился еще больше, чем при прежнем ЭГП в рамках монархии. Их эксцентриситет усилился еще больше, чем при прежнем ЭГП в рамках монархии. Обе бывшие столицы метрополий оказались на окраинах своих новых малых государств.

Во вновь возникших малых странах образовались новые топологические дефекты в виде автономных компонентов, оторванных от главной сети; уровень связности соседних частей одной и той же страны понизился; усилилось влияние площадных и линейных препятствий (например, Дунай стал разделять территорию Венгрии сильнее, чем прежде). Так в Чехословакии (которая меньше всех пострадала от распада Австро-Венгрии и приобрела наибольшие выгоды от него) в западной части страны (Чехии и Моравии) стала более естественной. В то же время в ее восточной части появились новые дефекты: оторванный от главного остова побочный остов на юге Словакии, изолированные циклы-острова на востоке Словакии и в Подкарпатской Руси (Закарпатье), 3 автономных компонента на границе с Румынией и Польшей (в восточной части Закарпатья).